Форма входа

Поиск

Наш опрос

Какой раздел данного сайта нравится Вам больше всего?
Всего ответов: 348

Статистика







Суббота, 25.03.2017, 16:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Спивак Семен Яковлевич - Страница 23 - Форум - Раз ступенька, два ступенька...


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 23 из 32«1221222324253132»
Форум - Раз ступенька, два ступенька... » Молодёжка » Актёры Молодёжки » Спивак Семен Яковлевич
Спивак Семен Яковлевич
AlenaДата: Понедельник, 25.02.2008, 19:08 | Сообщение # 1
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline

СПИВАК СЕМЁН ЯКОВЛЕВИЧ

Народный артист России

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МОЛОДЁЖНОГО ТЕАТРА НА ФОНТАНКЕ

День рождения - 14 июня

В ноябре 1989 года Молодёжный театр возглавил Семён Яковлевич Спивак - один из самых одарённых, "магических" режиссёров города на Неве.
В Молодёжном началась блистательная эра Семёна Спивака.
У него обострённый слух, особенная художественная чуткость: мало кто в современном театре смог создать столь притягательную лирическую атмосферу. Его спектакли, поставленные по классическим пьесам, поражают новизной прочтения. В самом безнадёжном и мрачном он находит светлое и доброе. В противоборстве добра и зла, по его мнению, и заключен путь человека к совершенству. Тонкая жизнь духа, внимание к внерациональному началу в человеке, раскованность формы - главные приметы режиссерского стиля Семена Спивака. Театр Спивака отличает особая доверительная интонация. Здесь не обличают, а понимают каждого, не бьют наотмашь, а мягко и грустно иронизируют.
Молодежному театру на Фонтанке, знавшему разные времена, присуще непреходящее качество - жизнеспособность. В нем всегда кипела творческая работа, сохранялось актерское братство. Все спектакли Семёна Спивака отличаются яркой художественной формой. Изысканная образность, динамика мизансцен, красота ракурсов предают его спектаклям особую выразительность и остроту. Особая магия спектаклей мастера заключается в абсолютной органике актёров, вдохновенно и ослепительно легко живущих на сцене и существующих в своих ролях. Спивак - великолепный театральный педагог. В его театре работает выпестованная им высокопрофессиональная труппа, в 1999 году пополнившаяся выпускниками его актёрско-режиссёрского курса Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства.
Здесь нет "четвёртой стены", и заряженный актёрской энергетикой зал посылает на сцену ответный влюблённый отклик. Молодёжный театр на Фонтанке (а именно так он стал именоваться при нынешнем Художественном руководителе) - один из самых популярных в городе. По результатам опроса, проведённого в 1998 году, зрители назвали его одним из самых любимых. В том же году Семён Спивак был объявлен одним из 16 лучших петербуржцев: ему была вручена ежегодная премия "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссёр".

КУПИТЬ КНИГУ "НЕСКУЧНЫЙ САД СЕМЕНА СПИВАКА"

 
AlenaДата: Воскресенье, 14.08.2011, 03:10 | Сообщение # 221
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Радио Балтика
Утренний гость

ИНФОРМАЦИОННОЕ УТРО / 10 августа 2011
Театр на Фонтанке открыл новый сезон

У нас в гостях художественный руководитель театра Семен Спивак.

ИНТЕРВЬЮ с С.Я.Спиваком



Сезон по традиции открылся спектаклем "Касатка", который был сыгран 2 августа. Также творческий коллектив Молодежного театра приготовил несколько премьер, среди которых – "Фантазии Фарятьева", "Сказ о горе Нараяма" по известной повести Ситиро Фукадзавы, "Король забавляется" по пьесе В. Гюго. 22-27 сентября в рамках года Испании и Италии в России на сцене Молодежного выступит испанский театр «Трибуэне». А уже в октябре театр на Фонтанке представит русское искусство в Италии: в рамках Петербургских театральных сезонов в Милане будет показан спектакль "Касатка". Об этих и других планах в прямом эфире рассказал художественный руководитель театра Семен Спивак.
 
AlenaДата: Понедельник, 15.08.2011, 20:56 | Сообщение # 222
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
15.08.2011 | Последние известия
В Смольном вручили заслуженные ордена

ВИДЕОСЮЖЕТ

Сегодня в Смольном вручали ордена дружбы, медали ордена «за Заслуги перед Отечеством» и почетные звания заслуженного работника. Всего около пятидесяти человек – от директоров театров до учителей специнтернатов. Торжественная церемония прошла в актовом зале. Среди тех, кто получил звание заслуженного работника культуры - руководитель Балтийской медиа группы – Олег Руднов. Орден дружбы сегодня получили директор Центральной библиотеки Маяковского Зоя Чалова, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак и народный артист Балтийского дома – Роман Громадский.

Роман Громадский, народный артист РСФСР, артист «театр-фестиваль Балтийский дом»:
«Мы с женой уже почти 40 лет дружим и в честь этого меня наградили орденом дружбы. Но это шутка, а вообще, я помимо театра работаю в гуманитарном университете, и университет выдвинул меня на эту награду. Заслужил и ладно, внуку показать».

Кроме того, заслуженными стали работники жилищно-коммунального хозяйства, высшей школы, пищевой индустрии, физической культуры. Это звание присваивается, как правило, человеку, отдавшему не менее 20 лет этой деятельности.
 
AlenaДата: Понедельник, 15.08.2011, 23:43 | Сообщение # 223
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
15-08-2011
В Смольном прошла церемония вручения государственных наград

ВИДЕОСЮЖЕТ

Лучших врачей, педагогов, научных работников и артистов чествовали сегодня в Смольном. Там прошла церемония вручения государственных наград. Приятную обязанность выполнила губернатор Валентина Матвиенко. Она пожелала лауреатам удачи и выказала надежду, что эти награды станут стимулом для новых достижений. Среди тех, кто получил знаки отличия - артист театра-фестиваля "Балтийский дом" Роман Громадский и художественный руководитель Молодёжного театра на Фонтанке Семён Спивак. Оба удостоены Ордена Дружбы. Как признался Семён Спивак, торжественное событие он отметит в тесном кругу своих домашних, а также в своей театральной семье.
 
AlenaДата: Вторник, 16.08.2011, 02:42 | Сообщение # 224
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Семен Спивак: «смысл Жизни — за ее чертой»

В восемь часов вечера, когда я пришла беседовать с главным режиссером Молодежного театра на Фонтанке Семеном Спиваком, в театре шла репетиция. Актеры были отрешены, взгляд в себя, при этом, пробегая мимо, каждый со мной поздоровался. На секунду они выходили из образа, становились обычными людьми и тут же снова мчались играть что-то вечное. Спивак по-прежнему ставит светлые спектакли и пытается удержаться в воздухе, в любви. И строит театр, в котором бы играл каждый. Ансамблевый театр, оркестровый.

— На дворе кризис, а 13 февраля губернатор Санкт‑Петербурга Валентина Матвиенко и вы в торжественной обстановке перерезали ленточку в новое здание Молодежного театра на Фонтанке. Жизнь продолжается? Это не пир во время чумы?

— Губернатор на совещании театральных руководителей сказала, что год кризиса она объявляет Годом театра. Поэтому открывается не толь ко наше новое здание, но и новое зда ние театра «Буфф», восстановленное здание театра «Зазеркалье».

— Это отдельно взятый год в от дельно взятом городе?

— Я вижу в этом психологический момент. Идет кризис, хотя, насколько я смотрю телевизор, он становится немножко меньше. Это разумный выбор губернатора — в кризис мы будем уделять внимание искусству.

— Раньше творец и власть находились на разных полюсах. Какие у вас отношения с властью?

— Деловые. Пять лет назад губернатор поняла нашу проблему, что здание у нас небольшое, мы задыхаемся, и власть приняла решение: строить этот театр. И я, и артисты власти за это только благодарны. Сейчас там осваивается пространство, есть ряд недоделок, в мае мы откроемся.

— А с этим зданием что будет?

— И этот театр будет работать — как старая сцена. А там будет новая сцена. Какая-то часть спектаклей здесь останется. Какая-то — уйдет туда.

— Театр называют храмом искусства. На какие пожертвования живет ваш храм?

— Ни на какие пожертвования Молодежный не живет. Только на государственные дотации. И они
не стали ни меньше, ни больше.

— Хватает их?

— Нам хватает.

— А бизнесмены в ваш театр вкладываются?

— Никогда они в нас не вкладывались. Ни один бизнесмен не вложил в нас ни одного рубля.

— Вы должны согласовывать расходы средств, которые получены от кассовых сборов?

— Все бюджетные организации заработанные средства отсылают в государственную казну. А потом на какие-то нужды нам выдаются деньги.

— Вашим артистам денег хватает?

— Думаю, что нет. Это единственная для меня грустная мысль. Пока не принято большого решения на уровне правительства. Если задуматься, есть национальный проект «Здоровье», национальный проект «Образование». А национального проекта «Культура» нет. Я не мог у себе ответить на этот вопрос — почему. Любое государство выживает за счет своей культуры. Если нет культуры — не нужно ни образования, ни здравоохранения. Но я верю, что закон этот будет принят. Сейчас же произошла такая штука — было выбрано несколько театров, которые назначили лучшими. Там и зарплата больше нашей раз в пять-шесть.

— Может, их режиссеры активнее ведут себя на важных встречах?

— Не думаю. Просто наверху почему-то так решили.

— Актеров отпускаете на «халтуру»?

— На съемки отпускаю. А что делать? Раньше я конфликтовал с ними, сейчас принимаю это, иначе им действительно жить не на что. Но я очень рад, что именно наших приглашают, это значит, что кинорежиссеры чувствуют: артисты хорошо работают внутри — в кино же нельзя внешне работать.

— Иногда известнейшие театры занимаются скрытой коммерцией, делают аншлаг любой ценой: спектакли с двумя медийными актерскими лицами и двумя табуретками вместо декораций…

— У нас такое не практикуется. Мне даже в голову это не приходило. Мы не занимаемся коммерческим театром. Жизнь тяжелая, и, приходя в театр, мы должны возобновлять свои чувства. В этом мы видим призвание нашего театра. Очень много в жизни приходится думать, а в театре зрители наполняются чувствами, и начинается гармонизация организма.

— А духовность зависит от пустоты кошельков?

— Я знаю одно: чем больше говорят слово «духовность», тем ее меньше.

— Может, сейчас достаточно просто душевности?

— Душевный уровень — это уже хорошо, когда ты добр, приветлив, отзывчив. А духовный — когда ты понимаешь свою ответственность перед миром, перед Вселенной. Это сложнее.

— Как‑то вы сказали мне: я ставлю спектакли про себя, и я живу в обществе, следовательно, болею теми же морально‑нравственными болезнями, что и общество. Сейчас чем болеете?

— Можно посмотреть любой спектакль и увидеть это. Я болею теми же болезнями, что и вы. Ставить спектакль про себя трудно, надо быть очень откровенным. То, что происходит на сцене,— про всех в зале.

— У театров пока есть преимущество перед кинозалами — спектакли из интернета не скачаешь. В театре можно пообщаться. Театр вечен?

— У нас всегда полный зал. Театр — вещь не техническая, живая, его ничто не может заменить. Это действительно общение. Единственная роскошь.

— На какие темы сейчас собираетесь общаться со зрителями?

— Мы сейчас ставим спектакль о том, как через много лет после женитьбы мужчина понимает, что такое семья. Это пьеса Эдуардо де Филиппо «Филумена Мортурано». Недавно выпустили замечательный спектакль по пьесе Островского «Поздняя любовь» — режиссер Владимир Туманов. Алексей Янковский репетирует пьесу драматурга среднего возраста Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Доводим до конца спектакль, который еще начали со студентами в институте по пьесе Александра Галина «Крыша».

— Следуете канонам или перекладываете пьесы на современный лад?

— Если спектакль живой, он всегда современный. Самые современные пьесы — это великие пьесы. Человек за последние десять тысяч лет не изменился. Изменилась только одежда.

— Да, и Онегина одевают в джинсы…

— Я такого не видел. Мы автора уважаем. Просто пытаемся понять, что он хотел нам сказать. Если понимаем, начинаем транслировать это зрителям.

— Как для режиссера для вас есть темы вечные?

— Конечно. Как у всех — жизнь, смерть, любовь, юность, зрелость, старость, дети…

— Маяковский считал, что театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Согласны?

— Естественно. Потому что за три часа зритель видит, как человек может прожить целую жизнь. В этом смысле — увеличительное стекло. Театр — это сконцентрированная жизнь.

— Театр — идеология?

— Это всегда идеология. Сейчас говорят, что ее нет, и это смешно. Десять заповедей есть, значит, есть идеология.

— Какие возрасты сейчас соответствуют эпитету «молодежный» в названии театра?

— Все слои населения. Но в основном студенчество. Они во всем мире считаются лучшими зрителями. Не обременены семьей, работой, и у них есть огромная жажда встретиться с жизнью. У тех, кто ходит в театр.

— Они сидят с широко открытыми глазами?

— Зрители нашего театра — замечательные. У нас вообще свой зритель. И пока — тьфу-тьфу-тьфу — проблем с этим нет. Мы его любим. И работаем для него и для себя. Анализируя свою жизнь, рассказываем ему о его жизни.

— В одном из наших разговоров вы сказали: «Мы в театре занимаемся чисткой души и отдаванием энергии в зал». Свою душу чистите?

— Конечно! А как мы можем чужой заниматься? Репетиции, спектакль — это творчество, это молитва, это всегда обращение к Богу. Без высшей силы вообще спектакль невозможно сделать. И энергия уходит к зрителям, а они ее возвращают. Идет обмен. У нас вообще определенная энергетика в театре. Как говорят артисты, намоленное место.

— Так вы творите или работаете?

— Это очень тонкий вопрос. Мне как-то неудобно стало говорить, что я занимаюсь творчеством — это такая туманная фраза. Я думаю, все писатели XIX века работали, а не творили. Они реально строили роман. А занимались ли они творчеством или не занимались, решали уже другие.

— Считаете себя независимым человеком? Свободны в выборе?

— В выборе пьесы свободен. В распределении артистов— тоже. А в жизни, я думаю, мы все не очень свободны. Когда мы были в Германии на первых гастролях в 90-х годах, меня потрясло, что возле ресторанов или кафе сидят бродячие люди. Потом выяснилось, что они получают большую дотацию от государства. Но им нравится нигде не жить, нигде не иметь крышу над головой. Вот они, наверное, абсолютно свободны. А в жизни человек несвободен от очень многих вещей. От долгов перед родными, от долгов перед своим призванием. Свободные люди живут в одиночестве, в скитах. В социуме стать абсолютно свободным невозможно.

— Не брюзжите сейчас с высоты своего возраста на молодежь?

— Нет, у меня есть курсы, я занимаюсь со студентами, мы находим общий язык. Хотя иногда меня что-то в них раздражает, как и их во мне. Но я и не считаю, что возраст мой уже солиден.

— А с дочерью Эмилией отношения дружеские?

— Творчески мы совершенно близки, а жизненно у нас более сложные отношения. Проблема отцов и детей существует.

— Что‑то из того, что делает она, не принимаете?

— И она иногда не принимает то, что делаю я. Но я считаю, что у любого ребенка с родителями должен быть конфликт, иначе он не растет. Я ее конфликт понимаю, она, мне кажется, тоже его понимает. Есть же конфликты необъяснимые.

— Ваше увлечение восточной философией, Ошо в частности, продолжается?

— Я не занимаюсь этим серьезно, для меня это просто философия, а не практика. Не очень увлекался Ошо, просто почитывал его. Я йогой занимаюсь.

— В какие театры ходите?

— В любые — в БДТ, в Малый, в Театр Сатиры, недавно был в Театре Комиссаржевской…

— Нравится современный театр?

— Многое нравится. Я люблю спектакли, в которых меня не придавливают, не унижают, а наоборот, говорят: ты держись.

— Как держаться‑то? Деградация налицо…

— В Библии сказано: спасешься ты — вокруг тебя спасутся тысячи. Я считаю, что человек должен заниматься собой, своим внутренним содержанием. Если он выдержит, за него зацепится много людей, которые рядом. За меня, за наших артистов зацепились многие. И если такой подход будет и у других, деградация будет немножко меньше.

— Когда можно расслабиться, что делаете?

— Я умею делать страшную вещь — ничего не делать. Еще — почитываю. После серьезной работы нужно обязательно лениться. Это мой совет всем.

— По‑прежнему солидарны с Достоевским, который сказал: «Не ищите смысл жизни, а живите»?

— Конечно! Дело в том, что живому человеку смысл жизни не понять. Истины на земле нет, мы можем только приближаться к ней в бесконечности. Я еще не бывал там, за чертой жизни, но думаю, что именно там сразу становится понятен этот смысл. Его объять невозможно, будучи в теле. А душа, я думаю, умнее.

В 1967 году Семен Спивак приехал в Ленинград из Черновцов. С собой у него было то, что мама положила в чемодан. И мама, которая была для него главным авторитетом, не разрешила поступать в театральный. Он пошел в Инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти. Окончил его по специальности «химик».
Потом Семен сказал, что работать по специальности не будет. Но год все-таки отработал— тогда было распределение. Под Лугой, на стекольном заводе. Мама сказала: приезжай домой. Но он остался у друга и жил на полу, причем без денег. А на следующий год поступил на режиссуру в ЛГИТМиК.
Во время учебы в институте, в 79-м году, начал работать в театре-клубе «Суббота». В «Субботе» поставил прекрасный спектакль по «Ромео и Джульетте». Он назывался «Старая Верона». Это был очень смелый спектакль, потом Семен стал осторожнее. Когда он вышел из комсомольского возраста, но еще не приблизился к возрасту Христа, поставил в Ленкоме спектакль, который прогремел на всю Россию и который закрыли через 22 представления —«Дорогая Елена Сергеевна».
В 1989-м получил предложение возглавить Молодежный театр и перешел туда вместе с группой артистов «Молодого театра».
По натуре—пессимистичный оптимист. Когда на душе у него скребут кошки, вспоминает китайскую пословицу: «Ночь темнее всего перед рассветом».


Наталья КУЗНЕЦОВА
Журнал «Территория бизнеса» № 3 (40), 2010 г.
http://tb-magazine.ru/img/files/editor/archive/pdf-pages/40-90-93.pdf
 
MarinaДата: Вторник, 16.08.2011, 16:23 | Сообщение # 225
Почётный ступенечник
Группа: Модераторы
Сообщений: 2658
Статус: Offline
Семен СПИВАК: Я фонарем освещаю окружающую действительность
Почему публика обожает Молодежный театр


В начале августа баловень судьбы Молодежный театр на Фонтанке открыл 33-й, как гласит сайт театра, «магический и сказочный», согласно порядковому номеру, сезон.
Откуда такие мистические веяния в одном из самых жизнерадостных петербургских храмов искусства, помогла понять беседа с его художественным руководителем.




Средство выживания души

— Семен Яковлевич, когда в 90-е пустовали залы петербургских театров, у вас не было ощущения, что зритель никогда не вернется в театр?

— У нас всегда почему-то волшебным образом был зритель. Я лишь сожалел о том (а в те годы особенно), что в других театрах зал был не полон. С точки зрения жизни человек всегда решает проблемы выживания, но, увы, не все понимают, что выживание должно происходить не только на уровне тела, но и на уровне души.

— И театр — одно из средств выживания души?

— Конечно. Есть религиозное средство выживания души — это храм, наставник. А есть светская форма выживания души — ведь не все идут в храм и не все понимают, что там нужно делать. А в театр идет больше людей — наблюдать, «есть» эту пищу, эту энергию…

— И вы это поняли уже в начале своего театрального пути?

— Нет, конечно. Знаете, все режиссеры мечтают «иметь свое место», быть главными режиссерами. Ужасно ставить перед собой осуществимые мечты: когда они сбываются, начинается внутренний кризис. Когда я поставил первый удачный спектакль «Мещанин во дворянстве», в моей жизни произошел кризис: мне показалось, что все цели достигнуты. И вдруг в один из темных душевно-осенних ноябрьских дней произошло чудо — я пообщался с Христом и был уверен, что умираю, потому что видел его как вас... Я спросил: «Ты за мной?» И услышал ответ: «Нет, я просто пришел на тебя посмотреть». Только года через два или три я понял: он приходил, чтобы показать мне: жизнь исполнением мечты не заканчивается. Ведь я уперся в искусственную преграду — достиг цели. Вот тогда я понял, что должен в своем творчестве освещать окружающую действительность словно неким фонарем.

Отчего можно напиться трезвеннику

— Кажется, вы из тех, кто считает, что все глупости на свете делаются с серьезным выражением лица…

— Я не всегда был таким, но еще в студенчестве в журнале «Театр» прочитал статью с названием «Эвристическая роль юмора» (от слова «эврика»), где юмору придавали значение инструмента открытия. У нас очень много серьезных людей, которые плохо переносят, когда кто-то смеется. Мне кажется, что человек, выходящий из театра с желанием радостно смотреть на мир, на людей, это гораздо лучше «убитого», еле отползающего зрителя. А у нас есть мнение, согласно которому почему-то считается, что театр просто обязан разить наповал. Я вот, хоть и не пью, помню, как однажды, выйдя с такого спектакля, просто страшно напился… Почему интеллигентным и тонким считается тот, кто искусством старается убить душу человека, его желание жить?

— Насколько вы выкладываетесь в своих спектаклях?

— Например, на выпуске «Грозы» я выложился до того, что после выпуска спектакля ходить не мог, — все отдал. Но потом энергия нарастает, и я верю, что за мной следит некая высшая сила, с которой я некогда разговаривал — то ли во сне, то ли наяву.

— Вам не страшно обнажать душу в творчестве?

— Это очень трудно, это очень страшно, но в наше время только откровенностью можно и нужно открыть человека, открыть вот это место (показывает на сердце) зрителю. Жить у нас очень опасно и в духовном и в физическом смысле. Незаметно мы закрываемся от этой внешней опасности, а принимая это идиотское решение — закрыться от внешних событий, — мы начинаем закрываться и от проблем родных, и от несчастий или болезни друга. Нельзя же закрыть сердце и душу избирательно — только от плохого, получается, что закрывается оно и для хорошего. Как режиссер и как психолог я понимаю, что это и есть духовная смерть.

— А если пойти в театр, будет легче?

— Если спектакль живой, то по принципу диффузии (проникновения, смешения) положительная его энергия смешается с энергией зрителя, проникнет в него. А потом дочь, жена, сотрудник, соседка рассказывают: «ТАМ становится легче», — и люди идут к нам.

И реклама нам не нужна…

— То есть в ваш театр приходят по зову «сарафанного радио»?

— Я так думаю, ведь не звучать же нам по центральным телеканалам: «Приходите, приходите к нам!» Вот теперь есть и второй зал на 400 мест (в общей сложности у нас 800 с лишним мест) — он тоже не пустует. Надо, чтобы было кому довериться в сегодняшнем мире. Мне кажется, что нам зритель доверяет.

— Есть ли определенный возраст у вашей публики?

— В настоящем театре возрастного ценза не бывает, не бывает театра «с адресом». По отчетам ЮНЕСКО, сейчас молодым человеком считается человек до 44 лет, а возраст нашего зрителя колеблется от 19 до бесконечности. Лучший зритель — конечно же, студенты. Они искренни, не обременены ни семьей, ни косностью, у них колоссальная жажда познания и впитывания всего, что они видят и слышат. Их присутствие с началом учебного года отражается на энергетике нашего зала.

— Как долго у вас держится чувство удовлетворенности от сделанной работы, выпущенной премьеры?

— О! Я бываю неудовлетворен своей работой лет по пятнадцать после премьеры… Когда меня обозвали перфекционистом, я сначала переживал, а потом подумал: «Разве плохо все время работать над спектаклем, совершенствовать его?» Вот Булгаков же писал 27 лет «Мастера и Маргариту», значит, его что-то тоже не удовлетворяло…

— А стыдно за свое творчество когда-нибудь было?

— Много раз. Вот у меня никогда не получается премьера, но в мемуарах секретаря Мейерхольда нашел фразу, что «у Мейерхольда никогда не происходила премьера». Причина — в очень высоких задачах, которые Мейерхольд ставил перед артистами… Меня этим тоже всегда укоряли, я болел, мучился, но после этой фразы меня «отпустило».

— Вы считаете, что ставить высокую планку — более результативно?

— Если я поставлю артисту задачу, которую он может выполнить, то артист просто должен уйти от меня. И если себе ставить выполнимые задачи, то лучше сразу уходить из театра. Чем профессионал отличается от художника? Тем, что профессионал ставит перед собой задачи, которые очень хорошо может выполнить, а художник ставит перед собой задачи, которые выполнить невозможно, быть может, никогда. Афоризм мой (улыбается).

Дружба народов по йоге

— Чувствуете ли вы обратное влияние — на себя — созданных вами спектаклей?

— Это волшебная вещь: ты воздействуешь на произведение и на артистов, а они воздействуют на тебя, меняют тебя. Но это и опасная вещь — я становлюсь другим, и порой трудно сказать, в лучшую или худшую сторону меняешься. Так, восемь лет назад я понял, что мне необходимо чем-то заполнять жизнь после спектаклей, по вечерам. Так в нее вошел Учитель, появилась йога, и я стал по 30 минут каждую ночь отводить ей. Жизнь мистична. «Испанская история» нашего театра непостижимо связана и с занятиями йогой…
Моя знакомая Алена Стурова как-то сказала мне: «Я подарю тебе моих друзей». Так я познакомился с Ириной Куберской и ее мужем Эдуардо («Трибуэнье», который приедет к нам на гастроли в конце сентября, — это их театр). Однажды Ирина мне сказала, что Эдуардо, который еще в детстве получил знание в Тибете, хочет поговорить со мной. Он сказал, что мне надо идти во внутреннем развитии дальше, что почувствовал это по энергии моих спектаклей, и Эдуардо стал моим Учителем. Теперь у нас в театре пять человек приобщились к йоге благодаря Эдуардо…

— В июле вас наградили орденом Дружбы. Как вы относитесь к правительственным наградам?

— Никак. Но на артистов, как на людей с огромным воображением, это произвело колоссальное впечатление: «Президент наградил!»

— А за что вам дали этот орден, как вы считаете?

— Мне кажется, что как раз за то, что я фонарем продолжаю освещать окружающую действительность. За то, что каждый вечер на наш маяк собираются люди…


Беседовала Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Фото: Максима КОСТИНА
"Вечерний Петербург", 16 августа 2011 г.
http://vppress.ru/tops....t-11458
 
AlenaДата: Среда, 17.08.2011, 02:57 | Сообщение # 226
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Quote (Marina)
Семен СПИВАК: Я фонарем освещаю окружающую действительность

Какое открытое, откровенное, проникновенное интервью!..
 
AlenaДата: Вторник, 23.08.2011, 00:57 | Сообщение # 227
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
....
- "Такого режиссера,как Эфрос, я знаю только еще одного - Семена Спивака из театра на Фонтанке в Питере. Больше не знаю. Таких, которые ставят свои спектакли не просто обнаженным - кровоточащим сердцем. Для которых главное - не форма, и даже не всегда содержание - а душа, ее страдания, ее высокий полет или смерть."
........

http://belan-olga.livejournal.com/126595.html
 
AlenaДата: Вторник, 23.08.2011, 03:13 | Сообщение # 228
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Распустить все театры - и набрать заново!

Любите ли вы театр? Этим вопросом, похоже, всерьез озаботился президент России Дмитрий Медведев. Сначала он пообщался с режиссерами ведущих театров страны, а уже через пару недель дал поручения министерствам культуры и экономического развития задуматься об изменениях, касающихся размещения госзаказов, с учетом спе­цифики создания театральных постановок. Видимо, действительно назрел момент заняться решением проблем, рожденных последними десятилетиями, а также врачеванием приобретенных театром недугов.
«Смена» продолжила обсуждение животрепещущей темы с главными режиссерами петербургских театров. В интерактивной дискуссии приняли участие художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак и главный режиссер театра «Мастерская» Григорий Козлов.


- Театр болен, причем довольно серьезно. Про­диагностируйте основные болезни театра. Как с ними надо бороться?

Семен Спивак:

- Главная болезнь - суета. Артисты получают очень мало (например, народный артист России в обычном театре - 16 тысяч рублей), поэтому они пытаются выжить и пашут на пятнадцати работах одновременно. Мы знаем, что «служенье муз не терпит суеты», и, глядя на нынешнюю беготню артистов, еще раз убеждаемся, какой это верный завет. Артисты, даже не замечая этого, теряют себя. Выход только один: правительство должно принять национальную программу «Культура», куда одним из нуждающихся в спасении будет зачислен русский репертуарный театр.

- Вполне логично возникает вопрос об актерской школе. Сегодня актеров театра и кино готовит много вузов, в том числе непрофильных коммерческих. Насколько это верно?

Семен Спивак:

- Мы в театр уже 15 лет берем только бывших студентов моего курса. Так же поступает Лев Додин и другие режиссеры. Вынуждены работать только со своими учениками, потому что у нас - единый подход, основанный на методиках, разработанных еще Станиславским. Все остальное коммерческое море частных заведений - это не школа театра, а скорее общегуманитарное образование. В Петербурге каждый год около тысячи выпускников получают диплом артиста. Идти им некуда. Если это хорошо, то только потому, что молодые люди получили вектор развития в сторону культуры. На мой взгляд, возможно неправильный, лучше один лишний артист, чем один лишний клерк.

- Какая поддержка репертуарных театров должна быть сегодня предпринята государством, чтобы они могли достойно конкурировать с антрепризами и шоу-бизнесом?

Семен Спивак:

- Станиславский организовал театр так, что слово «МХАТ» производит магическое впечатление в любом театре мира. Что он сделал? Станиславский взял и закрепил артистов на одном месте, дал каждому квартиру, деньги и гарантировал возможность спокойной работы. Он отнесся к талантливым художникам как к детям, как к беззащитным ярким личностям и помогал им. И получился Московский художественный театр - мировое явление в искусстве. Государство, образовавшееся позже, в 1917 году, довольно быстро поняло, насколько эффективнее действует театр Станиславского, когда артисты живут коллективом, ансамблем. Сейчас некоторые режиссеры Петербурга из последних сил пытаются удержать ансамбль в театре, но это невероятно трудно.

Ведь чиновники молятся на антрепризу и думают, что изобрели Америку. Мол, пригласим тренера - и сразу будет команда. Не будет. Почему мы не верим режиссеру - верному мужу и готовы поклоняться мотыльку-любовнику?! Почему государство назвало только восемь театров федеральными, выделило им деньги и навечно назвало хорошими? А как же остальные репертуарные театры России? Древние китайцы говорили: любое решение руководителя не должно быть правильным или неправильным. Оно должно быть оптимальным, при котором пострадает наименьшее количество людей. Если государство не обратит на проблему театра самое серьезное внимание, то, когда мы все выйдем на пенсию, останется одна антреприза. Она проиграет…

Подготовили Ольга Журавлева и Людмила Андреева
Газета "Смена", 25.10.10 г.
http://smena.ru/news/2010/10/25/18058
 
AlenaДата: Вторник, 23.08.2011, 03:19 | Сообщение # 229
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
 
AlenaДата: Вторник, 23.08.2011, 03:25 | Сообщение # 230
Почётный ступенечник
Группа: Администраторы
Сообщений: 6215
Статус: Offline
Какое интересное, хотя и не новое интервью

Семен Спивак: «Новаторов обычно считают идиотами»



Семен Яковлевич Спивак - главный режиссер Молодежного театра на Фонтанке, лауреат Государственной премии России - один из немногих, кому в наше беспокойное время удается сохранить верность традициям русской сцены. Проблемы духовности, нравственности, человеческих взаимоотношений остаются для мастера главной темой. Корреспонденту «Смены» он рассказал о бессмысленности театральной реформы, настоящем авангарде в искусстве, борьбе со всеобщей агрессией и проникновении театра в семейную жизнь.

Премия - это случайность

- Недавно в столице стартовал фестиваль «Золотая маска». Какая театральная премия для петербургских режиссеров более желанна - «Маска» или «Золотой софит»? И как вы относитесь к этим наградам?


- Я не могу отвечать за всех питерских режиссеров, но моя основная цель: поставить спектакль, а получение премии - это случайность. Некоторые режиссеры работают, изначально рассчитывая на награду, и, конечно же, это обедняет результат их труда.

- В одном из интервью вы упомянули, что никогда не будете никого обзванивать, чтобы устроить судьбу своего театра. В эпоху сплошного пиара с такими принципами можно стать аутсайдером…

- Человек, ставший аутсайдером, по сути - последний, но если посмотреть с другой стороны, то он окажется первым. Люди занимаются пиаром, чтобы лучше продать плоды своих трудов. А нам и так зрителей хватает. В каком-то смысле мы занимаемся пиаром с помощью своих спектаклей и «сарафанного радио».

- Вы разделяете модное нынче отношение к спектаклю как к продукту, который надо должным образом «завернуть и продать»?

- Такой подход свойственен новому поколению режиссеров. Лично я не могу так относиться к своим спектаклям. У вас же не повернется язык назвать «Евгения Онегина» продуктом? Некоторые вместо слова «спектакль» употребляют слово «проект». Представляю себе Станиславского, говорящего: «Мы начинаем новый проект!» Но в общем дело не в словах, а в отношении к профессии режиссера.

«Я не хочу приумножать агрессию»

- Вы старательно избегаете ставить спектакли на злободневные темы, касаетесь лишь отвлеченных проблем нравственности и духовности. Не кажется ли вам, что в нынешнем обществе «вечные» вопросы слишком тесно сплелись с политикой?


- Нет, не считаю. Область морали совершенно не соприкасается с другими сферами жизни. Не все же, в конце концов, занимаются политикой! Мы ставим спектакли для зрителей и про зрителей - обыкновенных людей, которые рождаются, живут, рожают детей, решают свои проблемы.

- Насколько я знаю, вы категорически против агрессии и жестокости на сцене. Однако нашумевший в свое время спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» был довольно жестким.

- Вокруг нас достаточно агрессии, и мы не хотим приумножать ее. Поэтому мы создаем островок добра и простых человеческих отношений. А во времена «Дорогой Елены Сергеевны» вокруг были показное благодушие и сонливость, и мы решили посреди всего этого создать остров агрессии, так, чтобы его все заметили.

- Известно, что вы несколько пренебрежительно относитесь к модным спектаклям современных авангардистов. Не боитесь, что вас сочтут этаким ретроградом?

- Пренебрежительно - не слишком подходящее слово в данном случае. Я люблю новаторов, но истинным авангардистам удается обогнать свое время, и народ их обычно не понимает. Они находятся так далеко впереди, что их объявляют идиотами.

Реформы - пустая трата времени

- Как преподаватель Академии театрального искусства вы должны знать, сохраняется ли в массах интерес к профессиям актера и режиссера.


- Сейчас я набираю уже второй курс, и по сравнению с 1995 годом конкурс увеличился раз в десять. Наверное, это говорит о многом.

- Как сейчас строятся отношения между вашим театром и государством? Это добрососедство или борьба?

- Это добрососедство как с нашей стороны, так и со стороны государства. Мы общаемся с ним только через одну организацию - городской Комитет по культуре. Отношения у нас отличные. От него мы получаем столь необходимую нам поддержку.

- Как вы оцениваете перспективы театральной реформы? Удастся ли законотворцам учесть интересы всего театрального сообщества?

- Реформа - вещь искусственная. Я сторонник медленного и эволюционного процесса, а не революций, и не люблю тех, кто их делает. Нужно присмотреться к природе. В ней не бывает реформ, все развивается постепенно. Реформы - пустая трата времени, все равно рано или поздно придет новый человек, переделает все по-своему. Жажда реформ появляется оттого, что люди теряют связь с Богом, с природой.

- Оказалось, что ваш театр - далеко не единственный в России, который согласилась освятить Православная церковь. Многие режиссеры стремятся найти покровителя в лице Бога. Легко ли было добиться проведения обряда?

- Конечно, нелегко. Пришлось долго объяснять, что мы собираемся делать светлый и добрый театр. Кстати, после освящения у меня стали получаться абсолютно все спектакли. Конечно, успех все равно требует очень тяжелого труда. Результат приносит счастье, но оно мимолетно.

Актера нельзя подгонять плеткой

- Ваша дочь Эмилия два года работает под вашим руководством и уже успела сняться в нескольких фильмах. Вы как-то повлияли на ее выбор профессии?


- Нет, это был ее личный выбор. В детстве она много времени проводила в моем театре, при этом не занималась в каких-либо театральных кружках. Так получилось, что она стала хорошей артисткой, и я очень рад за нее.

- Приходится ли ей разрываться между кино и театром?

- Пока ей удается сочетать работу на сцене и в кино. Фрейд сказал: «Настоящий выбор бывает только между двумя вещами». Потом она скорее всего остановится на чем-то одном.

- Ваша жена когда-то тоже мечтала стать актрисой. Не приходилось ли ей жалеть об упущенных возможностях?

- Может, когда-то жалела, а сейчас уже нет. Я считаю, что жена не должна работать под началом мужа-режиссера. Режиссер в каком-то смысле должен быть равнодушным к артисту, он должен его любить, но при этом не щадить его чувств, подталкивать к развитию. А подгонять родного человека плеткой для меня было бы трудно.

«С Питером мы Близнецы по гороскопу»

- Однажды вам предложили переехать в Москву, чтобы руководить Театром имени Станиславского. Почему вы все-таки остались в Питере?


- Я думаю, потому, что мы с городом Близнецы по гороскопу. Я родился 14 июня, а Петербург - 27 мая.

- Вы еще и суеверный человек?

- Да не то что суеверный, просто пытаюсь осмыслить законы, которые помогают жить.

- Петербург стал для вас второй родиной, но первой остается Украина. Как вы относитесь к недавним политическим событиям в этой стране?

- Я был там прошлым летом, навещал своих родителей. Перебираться в Петербург им не советуют врачи - слишком опасный возраст. Живут они очень скромно, получают небольшую пенсию. Впрочем, в России пожилые люди находятся в такой же ситуации. А комментировать результаты выборов мне бы не хотелось.


Ксения Янкович
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА
Газета "Смена", 06.04.06 г.
http://smena.ru/news/2006/04/06/7150/
 
Форум - Раз ступенька, два ступенька... » Молодёжка » Актёры Молодёжки » Спивак Семен Яковлевич
Страница 23 из 32«1221222324253132»
Поиск:


На правах рекламы:


______________________________________________________________
лого
© Алена Хромина 2008-2017